Вы считаете что в выделенном тексте есть ошибка?

"...   ..."

Пожалуйста, расскажите парой слов, какая:
 

Самовнушение, как путь к господству над собой

ЭМИЛЬ КУЭ

Нашими поступками управляет не воля, а воображение.

Внушение или, точнее самовнушение – понятия, на первый взгляд, совершенно новые, - на самом деле они стары, как мир.

Новы они потому, что до настоящего времени мало изучали, и вследствие этого и мало знали; стары же они потому, что существуют с первого дня появления на земле человека. И действительно: самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Это орудие, или, вернее говоря, эта сила обладает невероятным, совершенно непостижимым могуществом, которое в зависимости от тех, или иных обстоятельств, порождает чрезвычайно печальные последствия. Изучение этой силы полезно для каждого из нас, - особенно же необходимо оно врачам, судьям, адвокатам и педагогам.

Уясняя себе возможность сознательного применения самовнушения, человек прежде всего избегает опасности вызвать в окружающих его людях дурные самовнушения, возможность сознательно способствовать возникновению благих самовнушений, благодаря которым выздоравливают страдающие телесными недугами, обретают душевное равновесие неврастеники, больные духом и вообще, все жертвы бессознательных самовнушений и возвращаются на путь истинный морально заблудшие.

Сознательное и бессознательное «Я»

Кто хочет правильно понять явления внушения или, точнее говоря, самовнушения, тот должен уяснить себе, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны; но в то же время как одно из них сознательно, другое бессознательно. Именно поэтому наличия этого второго существа мы обычно не замечаем.

Между тем убедиться в этом вовсе не трудно: достаточно присмотреться поближе к некоторым явлениям и немного над ними подумать. Приведём хотя бы несколько примеров.

Всем известно, что такое сомнабулизм; все знают, что сомнабул, лунатик, не будучи разбужен и сам не проснувшись, встаёт среди ночи с постели, иногда одевается, иногда же неодетым выходит из комнаты, спускается по лестнице, идёт куда-нибудь по длинному коридору, что-то там делает, исполняет иногда даже большую работу, - возвращается затем к себе в комнату, ложится вновь спать, а на утро приходит в изумление, находя неожиданно законченной работу, которую он прервал накануне вечером. Работа исполнена фактически им, хотя он сам не имеет об этом ни малейшего представления. Какой же силе повиновалось его тело, если не силе бессознательной, если не его же бессознательному «я»?

Возьмём далее весьма частые, к сожалению, случаи delirium tremens у алкоголиков. В припадке бешенства больной хватает первое попавшееся орудие, нож, молоток, или топор и яростно обрушивается на каждого, кто по несчастной случайности оказывается подле него. Как только после такого припадка человек вновь приходит в себя, его охватывает чувство омерзения при виде кровавого зрелища, представшего перед его взором; он совершенно не помнит что только что сам был его виновником. Разве и здесь этим несчастным могло руководить что-либо иное, как не его бессознательное «я»?

При сравнении нашего сознательного «я» с бессознательным, оказывается, что сознательное обладает очень часто дурной ненадёжной памятью, в то время как память, присущая «я» бессознательному, превосходна и непогрешима: она совершенно незаметно для нас, с величайшей точностью отмечает все самые незначительные события и факты нашей жизни. С другой стороны, эта память чрезвычайно легковерна и без всякой критики воспринимает всё, что ей говорят. Так как, однако , наше бессознательное «я» при посредстве мозга оказывает решающее влияние на деятельность всех наших органов, то в результате мы наблюдаем явление, кажущееся нам на первый взгляд совершенно невероятным: нашему бессознательному «я» достаточно вообразить, что тот или иной орган функционирует правильно или что мы испытываем то, или иное ощущение, как действительно этот орган начинает работать соответствующим образом и мы действительно получаем то или иное, представленное нашим бессознательным «я», ощущение.

Бессознательное «я» заведует не только отправлениями всех наших органов, но и управляет всеми нашими поступками, чем бы они ни вызывались.

Мы называем его воображением, и оно-то именно, вопреки установившемуся мнению, служит двигателем всех наших поступков, - даже вопреки нашей воле и как раз особенно в тех случаях, когда между обеими этими силами возникает конфликт.

Воля и воображение

В энциклопедических словарях понятие «воля» определяется обычно как «способность самоопределения к тем или иным действиям». Мы принимаем это определение за непогрешимую истину. На самом деле оно совершенно неправильно, ибо воля, в которую мы так незыблемо верим, неминуемо терпит поражение всякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Это закон непреложный, не знающий никаких исключений.

Это кощунство! Это парадокс! – скажете вы. Нисколько. Это истина, чистейшая истина, отвечу я вам.

Если вы хотите в ней убедиться, откройте глаза, взгляните вокруг себя и постарайтесь уяснить себе то, что вы видите. Вы поймёте тогда, что моё утверждение – не теория, взятая из воздуха или порожденная больным воображением, а лишь простое выражение того, что имеется в действительности.

Возьмём человека, страдающего бессонницей. Когда он не производит усилий, чтобы уснуть, он лежит в постели совершенно спокойно. Чем больше, однако, он будет хотеть, стараться уснуть, тем это будет ему труднее и тем больше он будет возбуждаться.

Всякий из нас наблюдал, вероятно, что когда мы забываем чьё-нибудь имя и ломаем себе голову, стараясь его вспомнить, оно ни за что не приходит на ум; как только мысль «я забыл», мы заменяем другой: «я сейчас выполню», - так спустя самое короткое время, без всякого напряжения с нашей стороны, имя действительно всплывает в нашем сознании.

Есть среди нас велосипедисты, пусть они вспомнят, как они учились ездить. Они садились на велосипед, судорожно сжимали обеими руками руль и были всецело во власти боязни упасть. Заметив неожиданно впереди дороги небольшой камень или едущий навстречу экипаж, они старались избегнуть препятствий, но чем больше употребляли для этого усилий, тем неизбежнее было для них столкновение.

А кому из нас не приходилось испытывать приступ смеха? И разве не замечали мы, что смех становится всё сильнее и сильнее, чем больше мы стараемся от него удержаться?

Что же происходит в нас во всех этих случаях? Я хочу уснуть, но не могу; мне хочется вспомнить имя этого человека, но я не могу; я хотел бы избегнуть препятствия, но не могу; хотел бы удержаться от смеха, но не могу.

Совершенно очевидно, что во всех этих конфликтах всякий раз без исключения воображение берёт вверх над волей.

Панург, несомненно, учитывал заразительное действие примера, точнее говоря, влияние воображения, когда во время плавания на корабле, желая отомстить одному ехавшему с ним вместе купцу, купил у него самого большого барана и бросил его в море: он знал, что всё стадо тотчас же кинется за ним.

Нам, людям, тоже в большей или меньшей степени присуще это стадное чувство. Вопреки своему желанию, мы неминуемо следуем чужому примеру только потому, что представляем себе, будто иначе поступить мы не можем.

Я мог бы привести ещё тысячу таких же примеров, но боюсь утомить ваше внимание. Тем не менее, я не могу обойти молчанием ещё одного факта, который наглядно покажет вам, каким невероятным могуществом обладает воображение, иначе говоря, наше бессознательное «я» в его борьбе с нашей волей.

Есть много алкоголиков, которым очень хотелось перестать пить, но которые не в силах удержаться от вина. Порасспросите их – они вам совершенно искренне скажут, что у них большое желание начать трезвый образ жизни, что вино им просто-напросто противно, но что их неудержимо тянет к вину, вопреки их воле, вопреки тому, что они прекрасно сознают, какой вред оно им причиняет…

Точно так же и многие преступники совершают преступления помимо своей воли, и если вы их спросите о мотивах, они вам ответят: «Я не мог удержаться, меня толкало что-то, что было сильнее меня».

И алкоголики, и преступники говорят чистейшую правду: они вынуждены делать то, что они делают, и при этом только потому, что их воображение говорит им, что они удержаться не могут.

Как бы ни гордились мы нашей свободной волей, как бы твёрдо не верили в то, что мы вольны в наших поступках, - на самом деле мы только жалкие марионетки в руках нашего воображения. Но как только мы научаемся управлять нашим воображением, так сейчас же приходит к концу эта наша печальная и ничтожная роль.

Внушение и самовнушение

Что такое, в сущности, внушение? Мы могли бы определить это понятие, как «процесс внедрения определённой мысли в мозг другого человека». Но существует ли такой процесс в действительности? В сущности говоря, нет. В качестве самостоятельного процесса внушения не существует: его необходимейшей предпосылкой, без которой оно вообще немыслимо, служит то, чтобы оно у лица, поддающегося внушению, превратилось в самовнушение. Последнее же понятие мы определяем, как «внедрение определённой мысли нами самими в нас же самих». Мы можем сделать человеку внушение, но если бессознательное «я» этого человека внушения не воспримет, если оно его, так сказать, не «переварит», превратив при этом в самовнушение, то внушение, как таковое, ни малейшего результата не достигнет.

Мне неоднократно приходилось внушать самые простые и заурядные мысли людям, обычно очень легко поддающимся внушению, причём все мои усилия были бесплодны. Объясняется это тем, что бессознательное «я» в этих случаях отказывалось воспринимать внушение и не превращало его в самовнушение.

Применение самовнушения

Я указал уже на то, что мы можем овладеть и научиться управлять воображением, всё равно как направить в спокойное русло бурный поток или укротить дикого коня. Для этого необходимо, во-первых, убедиться, что это возможно (на самом деле это почти никому неизвестно), - а, во-вторых, узнать способ, как осуществить это в действительности. Способ этот чрезвычайно простой. Сами того не желая и не замечая, мы бессознательно применяем его изо дня в день с самого нашего рождения. К сожалению, однако, мы частично делаем это неправильно притом во вред сами себе. Этот способ – не что иное, как самовнушение.

Вместо того, чтобы воспринимать по обыкновению бессознательные самовнушения, необходимо применять самовнушения сознательные. Это производится следующим образом. Сперва следует тщательно обдумать объект предполагаемого самовнушения и лишь затем, в зависимости от тех или иных доводов разума, повторить несколько раз, не думая ни о чём постороннем: «Это сбудется или, наоборот, это пройдёт, - так будет или не будет…» и т.п. Если наше бессознательное «я» воспринимает это внушение, т.е. превратит его в самовнушение, то внушённое представление осуществится с буквальной точностью.

В таком понимании самовнушение совпадает с тем, что я понимаю под гипнозом, который я определяю наипростейшим образом, как влияние воображения на душевное и физическое естество человека.

Влияние это бесспорно. Чтобы не возвращаться к предыдущим примерам, я приведу несколько других.

Если вы убедите себя в том, что вы можете сделать что-либо, само по себе возможное, - то вы это сделаете, как бы вам ни было трудно. Если же, наоборот, вы вообразите, что не можете сделать какой-нибудь самой простой вещи, то вы действительно окажетесь не в состоянии её осуществить, и самый ничтожный бугорок покажется вам непреодолимой горной вершиной.

Это явление мы наблюдаем у неврастеников: считая себя неспособными ни на малейшее усилие, они действительно очень часто не могут пройти и десяти шагов, не испытав при этом ощущения невыносимой усталости. Такие неврастеники при попытке выйти из владеющего ими тяжёлого и подавленного состояния погружаются в него всё больше и больше, - всё равно, как утопающие, которые, стараясь спасти свою жизнь и выплыть на поверхность воды, при каждом таком усилии опускаются всё глубже и глубже на дно.

Совершенно так же обстоит дело и с любым болевым ощущением: человеку достаточно представить себе, что испытываемая им боль проходит, как он действительно чувствует, что она мало-помалу, исчезает; и, наоборот, достаточно одно го лишь представления о боли для того, чтобы на самом деле её ощутить.

Я знаю людей, которые заранее предсказывают, что в такой-то день, при таких-то условиях у них заболит голова. И действительно, в назначенный день при указанных условиях у них делается мигрень. Они сами вызвали у себя эту боль, в то время как другие обладают возможностью – при помощи сознательного самовнушения – устранить любые болевые ощущения.

Я превосходно сознаю, что можно легко прослыть сумасшедшим, когда высказываешь мысли, противоречащие твёрдо становившимся взглядам. Но все равно – рискуя даже таким приговором, я тем не менее утверждаю: очень многие люди больны физически или душевно только потому, что они воображают свою болезнь, - безразлично, телесную или психическую. Многие совершенно не могут ходить, между тем как у них нет ни малейшего органического повреждения: их неспособность ходить объясняется исключительно тем, что они воображают, будто у них паралич. Как раз такие больные наиболее быстро достигают поразительных успехов и полного исцеления.

Есть много людей, которые счастливы или несчастливы только потому, что они представляют себе самих себя счастливыми или несчастными: из двух людей, находящихся в совершенно равных условиях, один может чувствовать себя безмерно счастливым, другой же – безнадёжно несчастным.

Неврастения, заикание, различные фобии, клептомания, некоторые виды параличей и пр. – суть ни что иное, как результаты воздействия бессознательного «я» на наше телесное и душевное бытие.

Но если бессознательное «я» служит источником многих наших страданий, то оно же, с другой стороны, может способствовать также нашему исцелению от физических и душевных недугов. При этом оно способно не только устранять им же сами поражённое зло, но и исцелять действительные, реальные заболевания, - настолько велико его могущество над нашим организмом.

Попробуйте уединиться у себя в комнате, усядьтесь поудобнее в кресло, закройте глаза, чтобы не отвлекаться ничем посторонним и думайте несколько секунд только об одном: «То-то и то-то проходит», или «То-то и то-то сейчас наступит».

Если действительно в результате этого получится самовнушение – иными словами, если ваше бессознательное «я» усвоит мысль, которую вы в него старались внедрить, то вы тот час же, к своему удивлению, убедитесь, что мысль эта в самом деле превратилась в действительность. Существенной особенностью мыслей, воспринимаемых путём самовнушения, является то, что они живут в нас для нас самих незаметно, и что мы узнаём об их существовании только на основании тех внешних проявлений, которые они вызывают. При этом необходимо, однако, соблюдать чрезвычайно важное и существенное правило: применение самовнушения должно совершаться без всякого участия воли. Ибо если воля находится в конфликте с воображением, если вы будете думать: «Я хочу, чтобы то-то и то-то наступило», между тем как ваше воображение говорит: «Сколько бы ты этого не хотел, этого всё-таки не будет», - то в результате вы не только не достигнете желаемого, но получите совершенно обратный эффект.

Правило это имеет решающее значение и объясняет нам, почему лечение душевных заболеваний достигает столь ничтожных результатов, когда усилия его устремляются, главным образом на перевоспитание воли. Последнее необходимо заменить воспитанием, развитием воображения: именно благодаря этой особенности, мой метод достигает успешных результатов также в тех случаях, в которых терпят крушение другие, очень распространённые методы лечения.

Многочисленные наблюдения, которые я производил ежедневно в течении двадцати лет и которые старался изучать всегда самым тщательным образом, привели меня к нижеследующим выводам, выражаемым мною в форме законов:

  1. В конфликте между волей и воображением во всех без исключения случаях побеждает последнее.
  2. В конфликте между волей и воображением сила воображения прямо пропорциональна квадрату силы воли.
  3. Если между волей и воображением разногласий не существует и они устремлены в одном направлении, то равнодействующая сила представляет собою не сумму, а произведение обеих энергий.
  4. Воображение доступно воздействию и управлению.

(Выражения: «прямо пропорционально квадрату силы воли» и «произведение обеих энергий» не следует понимать буквально. Они должны лишь более наглядно иллюстрировать высказанную мысль).

Из моих слов можно было бы вывести заключение, что ни один человек не должен быть болен. В сущности, оно так и есть. Почти все без исключения болезни могут быть устраняемы при помощи самовнушения. Это моё утверждение звучит, правда, очень смело и малоправдоподобно. Но я ведь не говорю, что все болезни всегда устраняются; я только утверждаю, что они могут быть устраняемы. В этом, конечно, большое и существенное различие.

Для того, чтобы, однако, люди могли применять сознательное самовнушение, им нужно показать, как это делать, - всё равно как научают детей читать и писать, как обучают музыке и т.п.

Как я говорил уже выше, самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Мы играем им в течении всей нашей жизни, совсем как ребёнок игрушкой. Между тем орудие это опасное: при неосторожном, бессознательном пользовании оно может серьёзно поранить и даже убить человека. И, наоборот, при сознательном применении оно становится спасительным средством. Про него можно сказать то же самое, что сказал Эзоп про нашу способность речи: «Это самая хорошая и в то же самое время самая плохая вещь в мире».

В дальнейшем я постараюсь показать, каким образом каждый человек может сам по себе испытать благодетельное сознательно применяемого самовнушения.

Говоря «каждый человек» я, в сущности, немного преувеличиваю, ибо есть две категории людей, у которых сознательное самовнушение достигается с большим трудом:

  • люди умственно отсталые, не способные понять того, что им говорят;
  • люди, которые понять не желают.

Как научиться применению сознательного самовнушения.

Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах:

В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи, - иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, но ни в коем случае одновременно.

Каждая мысль, овладевшая целиком нашим сознанием, становится для нас истиной, и стремиться превратиться в действительность.

В самом деле: если вам удастся внедрить в больного мысль, что его болезнь исчезает, то она действительно исчезает, если вы вселите в клептомана представление о том, что он не будет больше красть, он действительно перестанет красть и т.п.

Такого рода педагогическое воздействие может показаться на первый взгляд совершенно немыслимым, - на самом же деле оно чрезвычайно просто. Для этого достаточно наглядным путём, - при помощи ряда соответствующих, последовательно проведённых опытов, так сказать, обучить человека азбуке сознательного мышления. При строгом соблюдении даваемых ниже указаний, успешный результат безусловно обеспечен, если только вы не имеете дела с лицами, принадлежащими к одной из вышеупомянутых категорий.

Первый (подготовительный) опыт. Ученик должен стать совершенно прямо, вытянувшись не подвижно, как железная балка; ноги его должны быть согнуты сверху донизу; подвижными должны быть только лодыжки; всё равно как если бы они были шарнирами. Скажите ученику, чтобы он представил себе, что его тело сейчас, - доска, прикреплённая к полу своим нижним концом при помощи петель, что доску эту с большим трудом удалось привести в равновесие; при малейшем толчке спереди или сзади доска без всякого сопротивления тяжело упадёт в направлении толчка. Вслед за этим скажите ученику, чтобы, как только вы его потяните сзади за плечи, он упал, ни оказав ни малейшего сопротивления, вам на руки, слегка лишь повернувшись на шарнирах, т.е. так, чтобы его ноги остались по-прежнему как бы прикреплёнными к полу. Затем действительно потяните его слегка за плечи. Если опыт этот с первого раза вам не удастся, продолжайте его до тех пор, пока не достигнете полного или хотя бы частичного результата.

Второй опыт. Скажите ученику, что с целью показать ему наглядно действие воображения, вы сейчас попросите его усиленно думать: «Я падаю назад, я падаю назад и т.д.»; пусть он при этом не думает ни о чём другом, не проверяет себя, не размышляет над тем, падает ли он действительно или нет, может ли он удариться при падении и т.д. и т.д.; с другой стороны он вовсе не должен падать назад из одного только желания оказать вам любезность, он должен только, почувствовав, как его что-то тянет назад, последовать тот час же этому влечению, не оказывая ему никакого сопротивления.

Вслед за этим заставьте ученика высоко поднять голову, положите ему правый кулак сзади на нею; а левую руку на лоб и скажите: «Думайте: я падаю назад, я падаю назад и т.д.; - вы действительно падаете назад, вы падаете назад» и т.д. В это время ведите слегка левой рукой по направлению к его левому виску поверх ушей, а правую между тем медленно, очень медленно, но равномерно отводите от шеи.

Вы сейчас же почувствуете, как ученик сделает лёгкое движение назад, а затем либо задержит движение, либо действительно упадёт. В первом случае скажите ему, что он оказал сопротивление, что он не думал о том, что он падает назад, а лишь о том, что может при падении ушибиться. Это совершенно, несомненно, так как если бы у него не было этой мысли, то он неминуемо упал бы, как бревно. Повторите, поэтому опыты и говорите на сей раз повелительным тоном, как бы желая заставить ученика вас послушаться. Повторяйте опыт до тех пор, пока не достигнете полного или частичного эффекта. При этом рекомендуется стать лучше чуть-чуть поодаль от ученика, левую ногу выставить вперёд, а правую назад, чтобы при падении он не увлёк вас за собой.

Третий опыт. Поставьте ученика перед собой. Тело его по-прежнему вытянуто, ноги его плотно сжаты. Положите легко, не надавливая, руки к его вискам, смотрите пристально и не моргая на его переносицу, заставьте его думать: « Я падаю вперёд, я падаю вперёд», повторяйте при этом сами, выговаривая внятно каждый отдельный слог: «Вы по-да-е-те впе-рёд, вы па-да-е-те впе-рёд» и не сводите при этом с него глаз.

Четвёртый опыт. Заставьте ученика вытянуть руки, сложить их и сжать изо всех сил пальцы так, чтобы в них появилась лёгкая дрожь. Смотрите на него, как в предыдущем опыте, и надавливайте слегка своими ладонями его руки, как будто стараясь ещё крепче сжать их. Скажите ему, что теперь он не может разжать руки; вы сосчитайте до трёх и при слове «три» пусть он попробует разжать их, думая непрерывно: «Я не могу, я не могу и т.д.», - он убедиться, что это действительно невозможно. Вслед за этим начните медленно считать «раз, два, три» и сейчас же добавьте, опять растягивая слоги: «Вы не мо-же-те, вы не мо-же-те» и т.д. Если ученик в самом деле напряжённо думал: «Я не могу», то его пальцы не только не разомкнуться, но будут сжиматься тем сильнее, чем больше, чем больше он будет стараться их разжать. Он достигает при этом результата, обратного тому, какой ему бы хотелось. По происшествии нескольких секунд скажите ему: «Теперь думайте: я могу», - пальцы его тот час же разомкнуться.

Во время этого опыта необходимо всё время пристально смотреть на переносицу ученика, а он в свою очередь тоже должен не отводить взгляд от ваших глаз.

Если тем не менее он может всё-таки разжать руки, не думайте, что это ваша вина. В этом всегда виноват ученик: он не достаточно думал: «Я не могу». Скажите ему это уверенным тоном и начните опыт сначала.

Рекомендуется вообще всегда говорить повелительным тоном, не допускающим никакого непослушания. Это не значит, что нужно повышать голос; наоборот, предпочтительнее говорить обычным голосом, но только резко и повелительно выговаривать каждое слово.

При успехе этого опыта вам удадутся, несомненно, и все остальные, вы достигнете этого без большого труда, если только в точности будете соблюдать данные выше указания.

Некоторые субъекты крайне восприимчивы; это можно сразу заметить по тому, что у них очень легко удаются опыты сведения пальцев и других частей тела. После двух-трёх удачных опытов вам уже не придётся говорить «Думайте о том-то и о том-то»; достаточно сказать, например, просто, но повелительным тоном, каким только вообще можно достигать успешных внушений: «Сожмите руку в кулак, - сейчас вы её уже не в состоянии разжать»; «Закройте глаза, - вы их теперь не можете открыть» и т.п. И действительно, испытуемое лицо не может ни разжать рук, ни раскрыть глаз, сколько бы оно ни прилагало усилий к этому. Как только, однако, спустя несколько мгновений вы ему скажете : «Теперь вы можете» - у него сейчас же наступает расслабление мышц.

Эти опыты можно разнообразить до бесконечности. Я приведу несколько примеров. Ученика заставляют скрестить руки и внушают, что они срослись между собой; кладут руки на стол и внушают, что они приклеились; говорят ученику, что он не может встать с кресла; заставляют его встать и внушают, что он не в состоянии ходить; кладут на стол перо и говорят, что оно весит около сто килограммов и что его невозможно поднять и т.п.

Я настоятельно подчёркиваю ещё раз, что все эти явления вызываются не внушением, а самовнушением, - внушение лишь извне возбуждает последнее.

ПРИМЕЧАНИЕ. Выше приведённые указания имеют исключительно целью научить производству опытов над другими людьми.

Производить эти опыты над самим собой не рекомендуется, так как обычно поставить самого себя в желательные условия не удаётся и успешные результаты поэтому не достигаются.

Применение внушения для лечебных целей.

Проделав вышеописанные опыты и хорошо усвоив себе их сущность, ученик уже подготовлен для восприятия лечебного внушения. Он теперь, как вспаханная нива, на которой может взойти и взрасти брошенное семя. До того же он был невозделанной пашней, на которой семя могло только засохнуть.

Каково бы ни было заболевание пациента, - безразлично, физическое или душевное, - всегда следует действовать одинаково и говорить одно и то же, изменяя только отдельные выражения, в зависимости от того или иного случая.

Скажите пациенту: «Сядьте и закройте глаза. Я не буду стараться вас усыплять, - это совершенно излишне. Я вас прошу закрыть глаза только для того, чтобы ваше внимание не отвлекалось ничем посторонним. Скажите себе теперь только, что все слова, которые я сейчас произнесу, проникнут в ваш мозг, внедрятся в него, запечатлеются в нём, неизгладимо врежутся в него и навсегда в нём останутся. И что помимо вашей воли, помимо вашего ведома, совершенно незаметно для вас, бессознательно вы сами и весь ваш организм всецело им подчинятся. Прежде всего, я говорю вам, что ежедневно, три раза в день, утром, в полдень и вечером, в часы ваших трапез, вы будете испытывать голод, - иными словами, вы ощутите приятное чувство, которое заставит вас думать и говорить: «О, с каким удовольствием я бы покушал». И действительно, вы будете кушать с большом, большим аппетитом, не преувеличивая, однако, при этом в количестве пищи. Вы будете строго следить за собой, чтобы медленно и хорошо разжёвывать пищу, чтобы она превращалась в мягкую кашицу и как бы сама собой скользила в пищевод. Благодаря этому пища будет легко перевариваться, и вы не испытаете ни в желудке, ни в кишечнике никаких неприятных ощущений, никакой тяжести и никакой боли, от какой бы причины они не проистекали. Принятая пища будет легко усваиваться вашим организмом: он превратит её полезные составные части в кровь, в мышцы, в силу, в энергию! – короче говоря, в жизнь.

«Так как пищеварение у вас превосходное, то и выделение неперевариваемых частей пищи происходит без всякого труда. Каждое утро, вставая с постели, вы будете испытывать естественную потребность в опорожнении желудка. Без применения каких бы то ни было медикаментов или искусственных вспомогательных средств, ваш стул будет всегда регулярен, нормален и лёгок.

По ночам вы будете спать превосходно. До момента, когда вы захотите проснуться, вы всё время будете спать глубоким, спокойным и мирным сном без всяких кошмаров; утром, проснувшись, вы будете чувствовать себя хорошо, бодро, жизнерадостно и весело».

«Если когда-нибудь случится, что вам станет тяжело на душе или грустно, если вас что-нибудь угнетает или вас будут преследовать мрачные мысли, то теперь вы мгновенно станете снова весёлым: вам будет хорошо на душе, совсем хорошо, - может быть, без всякой причины, но всё-таки хорошо, - всё равно, как прежде без всякого основания вам становилось вдруг тяжело. Я скажу вам больше того: если даже у вас будет повод, реальный повод к печали и грусти, - вы всё-таки не испытаете теперь этих тягостных ощущений».

«Если до сих пор бывало, что вами овладевали вдруг нетерпение, гнев или злоба, то теперь этих ощущений не будет. Наоборот: теперь вы будете всегда терпеливы, будете прекрасно собой владеть. К вещам, которые до сих пор вас раздражали, вас тяготили или вам досаждали, вы будете, теперь, относится равнодушно, спокойно, совершенно спокойно».

«Если порою вас угнетают, преследуют или мучают дурные, болезненные представления, страхи, боязнь, беспокойство, необъяснимое отвращение или искушение, то теперь я хочу, чтобы всё это уходило мало-помалу из поля вашего воображения, чтобы всё это как-то растворялось в далёком облачке, таяло, улетучивалось, пока не исчезнет совсем. Всё равно, как сон улетучивается при пробуждении, так растают и все эти нужные, дурные представления».

«Я говорю вам, что все органы вашего тела работают превосходно; сердце бьется нормально, кровообращение совершается в полном порядке; легкие функционируют прекрасно; желудок, кишечник, печень, почки, мочевой и желчный пузырь, - все органы нормально выполняют свои отправления. Если какой-либо из них работает в настоящее время не вполне правильно, то это отклонение от нормы с каждым днём будет становиться теперь всё меньше и меньше, спустя короткое время совершенно исчезнет и ваш орган будет функционировать вполне правильно».

«Если какой-либо из органов вашего тела почему-либо повреждён, то повреждение это будет заживать теперь с каждым днём всё быстрее, и очень скоро совершенно исчезнет. (Тут я должен заметить, что таким путём можно исцелить любой орган, не зная даже, что он поражён. Под влиянием самовнушения: «Мне с каждым днём становится во всех отношениях, всё лучше и лучше», наше бессознательное «я» окажет нужное воздействие на больной орган, который оно сумеет уже само отыскать).

«Я добавлю вам ёще следующее, что имеет особенно важное, особенно существенное значение; если до сих пор вы испытывали к себе самому своего рода недоверие, то, я, говорю вам, что это недоверие мало помалу исчезнет и заменится наоборот, большой верой в себя, верой, основанной на живущей во всех нас огромной, могущественной силе. Эта вера в себя есть необходимейшее жизненное условие всякого человеческого существа. Без веры в себя человек ничего не может достигнуть, с верою же – решительно всего (конечно, в пределах разумного). Вы приобретёте теперь эту веру в себя, и она вселит в вас несокрушимую уверенность в том, что вы способны прекрасно и даже совершенно выполнить всё, что вы захотите, если только ваши желания благоразумны, а также и всё то, что входит в круг ваших обязанностей.

«Если поэтому вы захотите предпринять что-либо, что не противоречит доводам вашего разума, или что-либо, что вы должны по тем или иным причинам исполнить, то думайте всегда лишь о том, что это не составит для вас никакого труда. Выражения: трудно, невозможно, я не в состоянии, это свыше моих сил и т.п. – должны навсегда исчезнуть из вашего оборота. Вашими предложениями будут только слова: это легко и я могу. Считая стоящую перед вами задачу осуществимой и лёгкой, вы её действительно легко исполните, хотя бы другим она и казалась, может быть, трудной. Вы её выполните быстро и хорошо, без всякого утомления, - именно потому, что вы не приложите к ней никаких особых усилий. Если же вы вместо этого представили бы себе, что перед вами трудная или вообще невозможная задача, то она – именно благодаря вашему такому представлению – действительно оказалась бы невыполнимой».

Это общее внушение, которое может показаться чересчур длинным, а иным даже наивным, и которое между тем совершенно необходимо, следует дополнить внушениями специальными, относящимися к частному случаю находящегося перед нами пациента.

Все эти внушения произносите монотонным, размеренным, убаюкивающим тоном (подчёркивая, однако, наиболее существенные места), так, чтобы пациент, не засыпая, впал всё же в лёгкое состояние дремоты и не думал ни о чём постороннем.

Закончив внушение, следует обратиться к пациенту со следующими словами: «Итак, я хочу, чтобы теперь ваше здоровье было превосходно во всех отношениях, как физически, так и душевно, чтобы вам было гораздо лучше, чем вы чувствовали себя до сих пор. Сейчас я просчитаю до «трёх» и когда скажу «три», вы откроете глаза и выйдете из вашего теперешнего состояния, выйдете совершенно спокойно. И когда придёте в себя, у вас не будет ни малейшей сонливости, ни малейшего утомления. Наоборот, вы будете чувствовать себя сильным, бодрым, крепким, оживленным. Вы будете жизнерадостным и весёлым, вам будет во всех отношениях хорошо. Раз, два, три».

При слове «три» пациент открывает глаза и всегда улыбается с довольным и радостным лицом. Закончив внушение, вы объясняете пациенту, пришедшему к вам первый раз.

Как практически применять сознательное самовнушение

Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, перед тем, как уснуть, следует закрывать глаза и; не стараясь сосредоточивать внимание на том, что говоришь, произнести двадцать раз, - отсчитывая на бечёвке с двадцатью узлами, - и при этом достаточно громко, чтобы слышать собственные слова, - следующую фразу: «Мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше». Так как слова «во всех отношениях» относятся решительно ко всему, то бесполезно применять, кроме того, ещё и специальные самовнушения.

Это самовнушение нужно делать наивозможно более просто, непосредственно, машинально, а потому и без малейшего напряжения. Короче говоря, формулу следует произносить тоном, которым обыкновенно читают молитву.

Таким путём формула – через посредство органа слуха – проникает механически в наше бессознательное «я» и, проникнув туда, тотчас же оказывает соответствующее воздействие. Метод этот необходимо применять в течение всей жизни: он носит настолько же предупредительный, насколько и целебный характер.

Если в течение дня или ночи вы испытываете телесное или душевное недомогание, то вы, прежде всего должны усвоить себе твёрдую уверенность в том, что вы не будете сознательно его ещё более усиливать, а, наоборот, заставите его поскорее пройти. Вслед за этим постарайтесь остаться совершенно одни (один), закройте глаза, и поглаживая рукою по лбу, если речь идёт о душевном страдании, или же по больному месту, если у вас недомогание физическое, повторяйте вслух с наизвозможно большой скоростью: «Проходит, проходит, проходит!», до тех пор, пока вам не станет лучше. При некотором навыке физическая или душевная боль исчезает по прошествии 20-25 секунд. При надобности этот приём может быть повторен несколько раз.

(Применение самовнушения не может служить заменой медицинского лечения, но является ценнейшим подспорьем, как для больного, так и для врача).

Из всего сказанного нетрудно понять, какую роль играет при применении того метода лицо, произносящее внушение. Он – вовсе не строгий господин, который только приказывает, он – друг и верный спутник, ведущий больного шаг за шагом по пути выздоровления. Так как все внушения делаются в интересах больного, то бессознательное «я» последнего должно только воспринимать их и превращать в самовнушения. Когда это сделано, выздоровление наступает более или менее быстро.

Как действует внушение

Для того, чтобы понять значение внушения и самовнушения, достаточно уяснить себе, что бессознательное «я» управляет всеми нашими органами. Как только мы вселим в это наше «я» представление, что неправильно работающий орган должен восстановить свою нормальную деятельность, так мгновенно оно даст органу соответствующее приказание, и орган, послушно повинуясь ему, вернётся к норме, - тотчас же или мало-помалу, в зависимости от каждого отдельного случая.

На этом основано простое и понятное объяснение того, каким образом можно при помощи внушения останавливать кровотечения, излечивать запоры, устранять опухоли, исцелять параличи, туберкулёзные язвы, варикозные раны и пр.

Несколько случаев излечения

Мой краткий очерк был бы неполон, если бы я не привёл несколько случаев излечения при помощи внушения. Я передаю, конечно, далеко не все случаи, в которых моя помощь оказалась действительной; это было бы слишком длинно и, может быть, через чур утомительно. Я ограничиваюсь приведением наиболее интересных примеров.

М.Д. из Труа страдает в течение восьми лет астмой; большую часть ночи она проводит сидя в постели, борясь с мучительными приступами удушья. Подготовительные опыты обнаруживают большую восприимчивость: мгновенное погружение в сон, вслед за этим внушение. Поразительное улучшение с первого дня. Д. проводит ночь спокойно, - всего лишь один приступ астмы, длящийся четверть часа. Спустя короткое время астма исчезает совсем. Рецидива не последовало.

М.М., по профессии чулочник, из Сен-Савин близ Тура. Вследствие повреждения нижней части позвоночника, в течение двух лет парализован. Паралич распространяется только на нижние конечности. Благодаря почти полному прекращению кровообращения, ноги распухли и посинели. Различные способы лечения, не исключая и антисифилитического, не дали никаких результатов. Подготовительные опыты очень успешны. Внушение с моей стороны. В течение недели пациент занимается самовнушением. По прошествии этого времени малозаметные, но всё же отрадные, как первый симптом, движение левой ноги. Повторное внушение. Спустя вторую неделю значительное улучшение. Это улучшение непрерывно затем прогрессировало: вместе с ослаблением параличных явлений стала спадать и опухоль ног. После одиннадцатимесячного лечения, 1 ноября 1906 года, пациент самостоятельно сошёл с лестницы и прошёл по улице 800 метров . В июле 1907 года он вернулся на фабрику, где и работает до сего времени, не испытывая следа каких-либо параличных явлений.

А.Г. из Труа в течение долгого времени страдает хроническим воспалением кишок. Болезнь не поддаётся излечению ни одним из применяемых способов. Душевное состояние чрезвычайно угнетённое. Угрюм, меланхоличен, чуждается людей, помышляет о самоубийстве.

Подготовительные опыты удачны: внушение даёт ощутительный результат в первый же день. Затем, в течение трёх месяцев систематическое внушение, - сперва ежедневно, затем через всё большие промежутки. По прошествии этого времени полное выздоровление: воспаление кишок совершенно исчезло, душевное состояние превосходное. Так как с тех пор, в продолжении двенадцати лет не наблюдалось ни одного рецидива, то в данном случае налицо полное и окончательное исцеление. Г. – весьма характерный пример того воздействия, которое оказывает внушение или, точнее, самовнушение. Подвергая лечению внушением его физический недуг, я направлял в то же время это внушение и на его душевную сферу, и он с одинаковой готовностью воспринимал и то, и другое. Наряду с этим в нём непрерывно возрастала вера в себя. Будучи прекрасным работником, он всё время старался заполучить у знакомого фабриканта вязальную машину, чтобы иметь возможность работать на него у себя дома. Убедившись в качестве его работы, фабрикант согласился, и Г., благодаря своему умению и ловкости, стал вырабатывать значительно больше всякого другого рабочего.

Д. из Труа, туберкулёз лёгких в последней стадии. Несмотря на усиленное питание, ежедневная потеря в весе. Кашель, одышка, кровохаркание. Ей остаётся жить, по-видимому, не больше нескольких месяцев. Подготовительные опыты показывают большую восприимчивость. Внушение вызывает немедленное облегчение. Уже на следующий день начинается ослабление болезненных явлений. Больной становится с каждым днём заметно лучше, она быстро прибавляет в весе, хотя усиленное питание прекращается. По прошествии нескольких месяцев она, по-видимому, совершенно здорова. 1 января 1911 года, т.е. через восемь месяцев после моего отъезда из Труа, она написала мне благодарственное письмо и сообщила, что, хотя она и беременна, но всё же чувствует себя превосходно.

Я намеренно выбрал несколько более давних случаев, желая показать, насколько прочно и длительно излечение.

В заключение я считаю нужным сказать ещё несколько слов о том, каким образом описанный метод может быть использован родителями для воспитания детей и для устранения замечаемых ими тех или иных недостатков.

Надо выждать, пока ребёнок уснёт. Отец или мать тихо входят в детскую, останавливаются на некотором расстоянии от постели, и пятнадцать-двадцать раз произносят шёпотом всё, что хотят видеть осуществлённым в ребёнке, как в отношении его здоровья и сна, так и в отношении внимания, прилежания, поведения и пр.. Вслед за этим нужно так же бесшумно выйти из комнаты, чтобы не разбудить ребёнка.

Этот наипростейший способ даёт превосходные результаты, и не трудно понять, почему. Во время сна и тело, и сознание ребёнка спят, - они как бы выключены. Но бессознательное «я» его бодрствует. Родители говорят непосредственно с ним; а так как оно чрезвычайно послушно, то оно и воспринимает без сопротивления всё, что слышит. И ребёнок постепенно, день ото дня по собственному почину становится всё больше таким, каким его хотели бы видеть родители.

Заключение

 Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?

Эти выводы очень просты, они сводятся всего к лишь нескольким словам. Мы обладаем внутри нас невероятно могущественной силой, которая, проявляясь бессознательно, может причинить нам иногда большой вред. Если же, напротив того, мы воспользуемся ею сознательно и разумно, то она даст нам в руки власть над собою и не только позволит исцелить себя самих и других от телесных и душевных недугов, но создаст нам сравнительно счастливую жизнь, безразлично, в каких бы внешних условиях мы не находились.

Кроме того, и особенно важно, чтобы эта сила была использована для духовного возрождения тех, кто по тем или иным причинам сошёл с пути истинного. 

Мысли и изречения Эмиля Куэ

Не годы старят человека, а мысль о том, что он становится стар; есть люди молодые в восемьдесят лет и старые в сорок.

Альтруист находит без поисков то, что эгоист ищет и не находит.

Чем больше вы будете делать добра другим, тем больше вы сделаете его себе.

Богат тот, кто себя богатым считает, и беден тот, кто думает, что беден.

Кто владеет большими богатствами, тот должен уделить значительную часть их, чтобы делать добро.

Когда двое людей живут вместе, то так называемые взаимные уступки исходят почти всегда только от одного из них.

Хотите знать никогда, что такое скука? Купите себе несколько деревянных лошадок. Когда надоест вам одна, вы оседлаете другую.

Кто родился богатым, тот не знает, что такое богатство; кто всегда был совершенно здоров, тот не ценит сокровища, которыми он обладает.

Чтобы наслаждаться богатством, надо испытать сперва бедность; чтобы наслаждаться здоровьем, надо узнать что такое болезнь.

Лучше не знать, откуда болезнь, и стать здоровым, чем знать и остаться больным.

Старайтесь упрощать всякое дело и никогда не осложняйте его.

Стоики опирались на воображение: они никогда не говорили: «Я не хочу страдать», а всегда лишь: «Я не страдаю».

В нашем разуме в каждое данное мгновение может быть одна только мысль: мысли следуют одна за другой, а не громоздятся друг на друга.

Я ничего не навязываю людям, - я только помогаю делать то, что они сами хотели бы делать, но на что не считают себя способными. Между ними и мной – не борьба, а тесный союз. И действую вовсе не я, а та сила, которая живёт в них, и которую я научаю их пользоваться.

Не задумывайтесь о причине болезни, признайте попросту наличие её, и постарайтесь её устранить. Мало-помалу ваше подсознание устранит по возможности также и причину болезни.

Слова «я очень хотел бы» вызывают сейчас же: «но я не могу».

Если вы страдаете, не говорите никогда: «Я постараюсь избавиться», а «Я избавляюсь», ибо там, где есть сомнение, нет успеха.

Ключ к моему методу – это сознание превосходства воображения над волей.

Если воображение и воля устремлены в одном направлении, если мы говорим: «Я хочу и могу», - то всё обстоит превосходно; в противном случае воображение всегда торжествует над волей.

Надо научиться воспитывать характер, надо научиться говорить быстро, ясно, просто и со спокойной уверенностью; надо говорить мало, но ясно; надо говорить не больше того, сколько следует.

Нужно развивать в себе власть над собой. Избегать гнева, ибо гнев поглощает запас нашей энергии, нас ослабляет. Гнев никогда не приводит к добру: он только разрушает и всегда служит препятствием к достижению успеха.

Будем спокойны, мягки, доброжелательны, уверены в самих себе; больше того – будем рассчитывать только на самих себя.

Бессознательное властвует над всем, что в нас есть, - над физическим и над душевным. Оно – через посредство нервов – заведует отправлениями всех наших органов вплоть до мельчайших клеток в нашем теле.

Бояться болезни, значит её вызывать.

Иллюзия – думать, что уже нет больше иллюзий.

Не тратьте времени на мысли о недугах, которыми вы можете заболеть; ибо если у вас нет никакой настоящей болезни, то вы можете создать себе искусственную.

Если вы делаете себе сознательное самовнушение, то делайте его совсем просто, естественно с убеждённостью, но без малейшего напряжения. Если бессознательное и зачастую вредное самовнушение осуществляется с такой лёгкостью, то только потому, что оно проникает в вас без всякого напряжения.

Будьте уверены в том, что вы обретёте то, что вы ищете, и достигнете цели, если только цель ваша разумна.

Чтобы стать господином самого себя, достаточно думать, что уже им становишься. Руки ваши дрожат, походка у вас неуверенная, - скажите себе, что это всё проходит. И действительно всё мало-помалу пройдёт.

Не ко мне должны вы питать доверие, а к самому себе. Ибо только в вас самом та сила, которая вас исцелит. Моя роль сводится только к тому, чтобы научить вас использовать эту силу.

У вещей, которые кажутся вам необыкновенными, причина всегда самая простая. И если они вам кажутся необыкновенными, то только потому, что вы не знаете этой причины. Как только она становится вам ясной, всё сейчас же представляется в самом простом свете.

Главнейшей способностью человека является воображение, а не воля. Поэтому грубая ошибка – советовать людям воспитывать волю, - они прежде всего должны развивать и воспитывать воображение.

Действительность нам представляется не такой, какая она на самом деле, а такой, какой она нам кажется. Этим объясняются противоречия в показаниях нескольких совершенно добросовестных свидетелей.

Уверенность в том, что вы руководите своими мыслями, даёт вам действительно возможность руководить ими.

Каждая наша мысль, - безразлично, хорошая или дурная; исполняется, осуществляется, становится действительностью, - конечно, в пределах возможного.

Всё что у вас есть, - дело наших собственных рук, а вовсе не дар судьбы.

Кто устремляется в жизнь с мыслью: «я достигну», всегда безошибочно достигает, так как делает всё для достижения. Он пользуется малейшей возможностью, цепляется за ничтожнейший случай и очень часто – сознательно или бессознательно – создаёт для себя благоприятную обстановку.

Кто, напротив, всегда в себе сомневается, тот никогда ничего не достигнет. Вокруг него могут быть тысячи благоприятных возможностей, - он их не замечает и ими не пользуется, хотя ему достаточно для этого протянуть только руку. Не ропщите никогда на судьбу, - всё зависит от вас самих.

Если стоящая перед вами задача возможна, думайте всегда, что выполнить её очень легко. Вы затратите тогда сил ровно столько, сколько в действительности необходимо. Если же задача будет казаться вам трудной, она потребует для своего осуществления в десять, в двадцать раз больше сил. Иными словами, вы будете совершенно, понапрасну, расточать вашу энергию.

Самовнушение – орудие, которым, как и всяким другим, нужно научиться пользоваться. Самое хорошее ружьё в неопытных руках оказывается никуда негодным, но как только те же руки приобретают необходимый навык, так сейчас же пули начинают попадать прямо в цель.

Сознательное самовнушение, производимое добросовестно, искренне и терпеливо, осуществляется с математической точностью, - конечно в пределах объективно возможного.

Если некоторые при помощи самовнушения не достигают удовлетворительных результатов, то только потому, что у них нет достаточной уверенности в успехе или же они – что ещё гораздо чаще – затрачивают на это усилия. Для достижения благоприятного внушения не следует производить ни малейшего напряжения. Последнее необходимо для развития воли, тогда как в данном случае воля должна быть оставлена в стороне. Мы имеем здесь дело исключительно с воображением.

Многие люди, которые безуспешно лечились всю жизнь, воображают, что внушение исцелит их мгновенно. Это ошибка; так думать не следует. Нельзя требовать от внушения больше того, что оно может дать при нормальных условиях: оно вызывает постепенное улучшение, которое мало-помалу переходит в полное выздоровление; если таковое вообще возможно.

Все приёмы лечения, применяемые разного рода целителями, сводятся к самовнушению. Каковы бы они ни были – будь то слова, разговор, пассы и пр., - все они имеют лишь целью вызывать у больных самовнушение на предмет выздоровления.

Ни одна болезнь не бывает единичной, - налицо всегда две болезни (кроме разве случаев исключительно душевных заболеваний). Действительно: к каждому физическому заболеванию присоединяется непременно ещё и душевное. Если физический недуг мы вообразим коэффициентом 1, то коэффициент душевного будет 1, 2, 10, 20, 50, 100 и больше. В большинстве случаев душевное заболевание исчезает немедленно, и если его коэффициент был очень высокий, например, 100, а коэффициент физического недуга всего 1, то в результате остаётся только последний, точнее говоря, одна сто первая часть общего заболевания. Это кажется часто чудом, - на самом деле ничего чудесного в этом нет.

В противоположность распространённому мнению, физические заболевания значительно легче лечить, чем душевные недуги

…Бюффон сказал: «Человек – это стиль». Мы же утверждаем: «Человек – это то, что он думает». Боязнь неудачи вызывает почти всегда крушение предприятия, тогда как мысль об успехе приводит непосредственно к желанной цели: все попадающиеся на пути препятствия устраняются чрезвычайно легко.

Уверенность необходима одинаково как тому, кто производит внушение, так и тому, кому оно производится. Только эта уверенность даёт возможность достигнуть благоприятных результатов там, где все остальные средства оказались бессильными.

Действие оказывает не лицо, производящее внушение, а «метод».

Внушение гораздо сильнее, если мы делаем его сами себе, чем если его получаем извне.

…Вопреки распространённому мнению, внушение или самовнушение может исцелять и органические заболевания.

…Вселите в себя уверенность, что вы должны достичь желаемого результата, и вы найдете нужные пути для его достижения; при этом самое любопытное, что вам не придётся даже искать их.

Чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что не следует напрягать даже внимания. Чем короче и проще внушение, тем оно лучше. Не надо делать себе никаких специальных внушений. Формула: «с каждым днём мне становится во всех отношениях всё лучше и лучше» - обнимает решительно всё.

У одного человека, несмотря на усиленное лечение, в течение двух лет не разгибалась рука. Доктор Х. мгновенно заставил его разогнуть руку, внушив ему одну только мысль: Я могу.

Не следует никогда вызывать жалость к больному. Мне скажут: Вы жестоки! Но ведь я делаю это в ваших собственных интересах, - я причиню вам вред, если буду жалеть вас.

Когда человек хочет что-либо сделать, но представляет себе, что он неспособен на это, он обязательно сделает нечто, прямо противоположное тому, что он хотел.

Головокружение – наиболее яркий пример правильности моего утверждения. Человек идёт по узкой тропинке вдоль пропасти и не думает сперва ни о чём; неожиданно ему приходит в голову мысль, что он может ринуть в бездну. Если он на несчастье ещё посмотрит при этом вниз, то он безусловно погиб; представление о падении уже сложилось в его уме, его тянет куда-то невидимая сила, которая возрастает ещё больше от его усилий удержаться, - в конце концов, он ей уступает и падает в пропасть. Этим объясняется большая часть катастроф при восхождении в горы.

Что происходит в нашей физической сфере, то наблюдается и в нашей психике. Вредные мысли – тоже своего рода бездна, вызывающая падение того, кто не знает, как ему удержаться.

Влияние психики на тело несомненно. Я утверждаю, что оно бесконечно более сильно, чем обычно принято думать. Оно огромно и совершенно неизмеримо. Мы знаем, что оно вызывает контрактуры и параличи, которые по существу должны были бы быть преходящими, но которые тем не менее могут продолжаться всю жизнь, если какие-либо новые обстоятельства не изменят вновь психического состояния больного.

Наглядным примером может служить одна женщина из Парижа, пролежавшая в постели одиннадцать лет: благодаря моему внушению, она встала, начала ходить и даже бегать.

Я отнюдь не говорю, что наша воля – не сила. Наоборот, это огромная сила. Но она почти всегда обращается против нас. Но если вы себе скажете: «Я хочу этого и могу это сделать» и не будете применять при этом особых усилий, то вы, безусловно, достигнете желаемого результата.

Вы сами себе создадите симптомы, присущие, по вашему мнению, болезни, которую вы себе приписываете.

Скажите своей болезни:

«Я был в твоей власти, но больше в твоей власти не буду».

Повторяйте утром и вечером: мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше». Эта формула одна и та же. Она простая и лёгкая, - слишком лёгкая, не правда ли? Но вместе с тем, очень важная. Если вы думаете, что вы больны, то вы действительно заболеете; если вы думаете, что вы выздоравливаете, то вы непременно выздоровеете.

Причиной вашего выздоровления будет не надежда, а твёрдая уверенность.

Похвала оказывает хорошее действие, но только когда она не преувеличена. Благотворное влияние оказывает и упрёк, но он может парализовать наши побуждения. Я пользуюсь такими оборотами речи, которые не способны задеть никого; я стараюсь незаметно вплетать в них упрёк. Такая форма обращения никого не отталкивает: люди не чувствуют, что я их упрекаю. Упрекать можно самого себя; когда вы слышите упрёк от другого, вас это раздражает. Я не упрекаю. Я лишь констатирую факты.

Каким должно быть воспитание детей?

Какой бы парадоксальной ни показалась на первый взгляд моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребёнка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о тех физических и душевных качествах ребёнка, которые ей хотелось бы видеть в нём воплощенными, и будет в течение всей беременности это представление в себе поддерживать, то у неё, наверное, родится ребёнок соответствующего типа.

У спартанок рождались только сильные дети, становящиеся впоследствии неустрашимыми воинами, так как наибольшим желанием матерей было дать отечеству именно такое потомство. Напротив того, у афинских женщин рождались дети с наклонностью к интеллектуальным интересам: духовные качества значительно преобладали в них над физическими.

Рождающийся при таких условиях ребёнок чрезвычайно легко воспринимает делаемые ему благие внушения и превращает их в самовнушения, которые впоследствии обусловливают дальнейшее течение его жизни. Следует твёрдо помнить, что все наши слова и все наши поступки суть не что иное, как результат самовнушений, вызываемых в большинстве случаев внушением примера или слышанного слова.

Что же должны делать родители и наставники, чтобы препятствовать проникновению в детей вредных самовнушений и, наоборот, способствовать внедрению благих? Прежде всего – быть с ними всегда ровными и спокойными и говорить, хотя и ласковым, но твёрдым и решительным тоном. Таким путём легче всего заставить детей слушаться: у них при этом не возникнет желания оказать какое-либо сопротивление.

Избегайте также говорить в их присутствии дурно о ком-нибудь, как это часто слышишь в салонах, где самым невинным видом перемывают косточки близких и друзей. Дети следуют неизбежно дурному примеру, и это может повлечь за собой в некоторых случаях самые печальные последствия.

Пробуждайте в детях желание знакомиться с явлениями природы и старайтесь заинтересовать их понятными объяснениями, даваемыми живым, занимательным тоном. Отвечайте с охотой на все их вопросы и не отталкивайте их словами: «Ты мне надоел, оставь меня в покое, узнаешь в своё время».

Каков бы ни был повод, никогда не говорите ребёнку: «Ты лентяй, ты ник чему не способен и т.п.» Эти упрёки могут вызвать в нём действительно соответствующие недостатки.

Если ребёнок ленив и плохо учится, попробуйте сказать ему, хотя бы это была и неправда: «Ну вот, сегодня ты лучше, чем всегда приготовил уроки! Старайся, мой милый!» ободрённый этой непривычной похвалой, ребёнок несомненно займётся в следующий раз более усердно, и мало-помалу, благодаря такому разумному поощрению, действительно станет прилежным.

Нив коем случае не говорите в присутствии детей о болезнях, - вы всегда рискуете тем, что вы их в них вызовете. Разъясните им, наоборот, что нормальное состояние человека – здоровье и, что болезнь – аномалия, своего рода недостаток, которого можно избегнуть правильной и умеренной жизнью.

Не приучайте детей бояться всевозможных неприятных ощущений – холода, жары, дождя, ветра и т.п. Говорите им, что человек может превосходно переносить всё нисколько не страдая и не жалуясь.

Не рассказывайте и без того боязливым детям про всякую нечисть: страх, поселённый в ребёнке, может проявиться в последствии в очень печальной для него форме.

Родители, не воспитывающие своих детей сами, должны выбирать для этого лиц, которым они вполне доверяют. Мало ещё, чтобы воспитатель любил детей, - нужно, чтобы он обладал именно теми качествами, которые вы хотели бы развивать в ребёнке.

Пробуждайте в детях любовь к труду и к занятиям, - говорите им, что это вовсе не трудно, давайте им все объяснения, как я уже указывал, в понятной и занимательной форме, вводите в них забавный анекдотический элемент, чтобы ребёнок ожидал следующего урока.

Вселяйте в детей убеждение, что труд необходим человеку, что тот, кто не работает, никому не нужен, что всякая работа доставляет чувство глубокого и здорового удовлетворения, между тем как праздность, которая кажется некоторым такой заманчивой, порождает тоску, неврастению, отвращение к жизни ив конце концов приводит к распутству и даже преступлению: человек не располагает возможностью удовлетворять те свои страсти, которые вызвала у него праздная жизнь.

Научайте детей быть всегда вежливыми и учтивыми со всеми, - в особенности же в отношении тех, кого случайность рождения поставила ниже их, - уважать старость и не смеяться над зачастую связанными с ней физическими и моральными недостатками.

Говорите им, что человек должен любить одинаково всех, без различия происхождения, что он должен думать о других больше, чем о самом себе. Только действуя таким образом, человек, не стараясь даже, обретает внутреннее удовлетворение, которого всю свою жизнь ищет эгоист, но никогда не находит.

Вселяйте в детей веру в самих себя – научите их тому, что перед тем как что-нибудь сделать, человек должен хорошенько всё обдумать и тщательно избегать скороспелых решений. Но затем, однако, обдумав, он не должен уже колебаться и отходить от решения, - разве только ему докажут, что он заблуждался.

Обратите особенное внимание ребёнка на то, что каждый должен вступать в жизнь с вполне определённой идеей и твёрдой уверенностью в достижении цели, что, благодаря влиянию идей, он этой цели, безусловно, достигнет. Но при этом он вовсе не должен сидеть сложа руки: нет, - побуждаемый своей идеей, он просто сделает всё, что ему нужно сделать; он воспользуется всеми возможностями или даже одной какой-нибудь малейшей случайностью, пусть это будет хотя бы даже соломинка в руках утопающего. И, наоборот, тот, кто в себе сомневается, ничего достигнуть не может: он фатально делает всё для того, чтобы потерпеть неудачу.

Чрезвычайно важно, чтобы родители и наставники показывали детям пример. Ребёнок в высшей степени восприимчив к внушению. Он делает всё, что на его глазах делают другие. Пусть родители удерживаются поэтому от дурных примеров.

Как только ребёнок научится говорить, заставляйте его произносить утром и вечером по двадцать раз: «мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше». Эта формула способствует и у детей прекрасному физическому и душевному состоянию.

Устранять в детях замеченные недостатки и вызывать в них желательные качества можно чрезвычайно успешно нижеследующим внушением.

Каждую ночь, как только ребёнок уснёт, подойдите к его постели как можно тише, чтобы его не разбудить, встаньте на расстоянии около метра подле него и пятнадцать, двадцать раз подряд произносите тихим голосом (шёпотом) то, что вам бы хотелось в нём вызвать.

Наконец, я считаю весьма желательным, чтобы наставники каждое утро делали своим воспитанникам нижеследующее внушение. Заставив их закрыть глаза, следует сказать им: «Дети, я знаю, что вы будете всегда вести себя хорошо, будете учтивы ко всем, и будете слушать своих родителей и воспитателей. Когда они вам что-нибудь велят сделать или сделают замечание, вы его сейчас же исполните и вам это будет нисколько не трудно. Вам кажется иногда, что вам было неприятно. Теперь вы хорошо понимаете, что это делается только в ваших интересах, и поэтому вы всегда будете испытывать только чувство благодарности к тем, кто с этим к вам обращается.

Вы полюбите всякий труд, какой бы он ни был. А так как сейчас ваш труд сводится к занятиям, то вы с любовью будете относиться ко всем предметам, которые вы изучаете, в особенности же к тем, которые до сих пор вам не понравились. Когда вы придёте в школу и будете слушать учителя, вы устремите всё своё внимание, всё целиком на том, что он вам будет говорить и совершенно не будете думать о шалостях или глупых выходках ваших товарищей и сами, конечно же, их не будете делать.

А так как у вас есть способности, то вы легко поймёте и усвоите себе то, что будет говорить вам учитель: всё, чему вы научитесь, расположится в порядке на полочках вашей памяти и будет там всегда в вашем распоряжении: по мере надобности вы всегда сможете воспользоваться оттуда тем или другим.

Когда вы дома занимаетесь одни или готовите уроки, относитесь к занятиям так же со всем вашим вниманием и у вас будут всегда наивысшие отметки».

Вот те указания, правильное применение которых даёт возможность развивать в детях наилучшие физические и душевные качества.

E-mail или Логин:

Пароль:

Запомнить меня

забыли пароль?
Доступ в закрытую часть сайта
 
География нашей Школы
Дружественные ресурсы
Файербол, которому мы обучаем:

    Файербол - 1. Академ.
  • Управление Энергиями своего тела >>

  • Файербол - 2. Арканы с 22 по 18.
  • 20 и 18. Мистицизм и Эзотерика >>
  • 22, 21, 19. Энергии Физического мира >>

  • Файербол - 3. Арканы с 17 по 14.
  • 14 Аркан. Улучшение качеств >>
  • 15 Аркан. Создание связей >>
  • 16 Аркан. Ответный удар >>
  • 17 Аркан. Жизненная сила >>

  • Файербол - 8. Магия Стихий.
  • Двойки. Введение в Экстрасенсорику >>
Новые сообщения на форуме